Иван III (в крещении Тимофей) Васильевич Великий, Святой (22.01.1440 - 27.10. 1505), великий князь Московский и всея Руси. Сын Василия II Васильевича Темного и вел. кн. Марии Ярославны, дочери серпуховского князя.
С юных лет Иван стал помощником своего незрячего отца. Он участвовал в борьбе с Дмитрием Шемякой, ходил в походы на другие земли. Став после смерти отца в 1462 вел. московским князем, он присоединил Ярославское и Ростовское княжества, Новгородскую землю, Тверское княжество, Вятскую, часть Рязанской, Черниговскую, Северскую, Брянскую и Гомельскую земли. Иван заставил Ливонский орден платить дань Москве за древнерусский город Юрьев (совр. Тарту), которым тот владел. Выдающимся достижением Ивана было свержение золотоордынского ига в 1480, за что он получил в народе прозвище Святой. После женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог в 1472 он как бы сделал себя наследником византийских василевсов. В ряде документов Иван именовал себя “государем” и “царем”, а своего внука Дмитрия венчал на царство. В его правление Русь превратилась в Российское государство, гербом которого стал двуглавый орел, заимствованный из Византии. Другим символом Московского государства стал Георгий Победоносец, поражающий копьем змия.
Иван беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией. Он установил нормы налогов, собиравшихся с населения в пользу наместников. В Москве появились первые приказы, ведавшие отдельными отраслями государственного управления. В 1497 был издан общерусский Судебник, с помощью которого стало проводиться судопроизводство. Большую роль стали играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход только один раз в году — за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване появилась артиллерия как составная часть войска. Сурово расправился Иван с движением “нестяжателей”, чья деятельность была направлена на подрыв государственной мощи.
В правление Ивана Московский Кремль был обнесен могучими кирпичными стенами и башнями и стал неприступной крепостью. В Кремле были построены Грановитая палата, Успенский и Благовещенский соборы. Были воздвигнуты также каменные крепости в Коломне, Туле и Иван-городе.
Летописец писал о нем (пересказ В. Н. Татищева): “Сей блаженный и достохвальный великий князь... многие княжения присовокупи и силу умножи, варварскую же нечестивую власть опроверже и всю Русскую землю данничества и пленения избави, и многие от Орды данники себе учини, многа ремесла введе, их же прежде не знахом, со многими дальними государи любовь и дружбу и братство сведе, всю Русскую землю прослави...”
Присоединение Новгорода к Москве. Важнейшей задачей, стоявшей перед Иваном III в объединении русских земель, было присоединение обширных земель Великого Новгорода, на которые также претендовало Великое княжество Литовское. Новгородское боярство, находясь под постоянным давлением двух мощных, соперничающих между собой держав - Москвы и Литвы, понимало, что сохранить независимость Новгорода можно только заключив союз с одним из них. При этом московскую партию в основном составляли простые новгородцы, видевшие в московском князе прежде всего православного государя. А литовскую партию поддерживало абсолютное большинство бояр и "лучших людей", которые стремились сохранить свои традиционные привилегии.
В 1471 г. новгородские власти заключили с Литвой договор, по которому польско-литовский король Казимир IV Ягайлович обязался защищать Новгород от Москвы и направить в Новгород своего наместника. Инициатором этого договора явилась вдова новгородского посадника и фактическая глава боярства Марфа Борецкая.
Узнав о переходе Новгорода к Литве, в мае 1471 г. Иван III принял решение о походе на вольный город.
При этом войне с Новгородом был придан вид похода за веру православную, против отступников. Московское войско возглавил князь Даниил Холм-ский. Казимир IV не решился на открытую войну с Москвой и обещанная им помощь так и не была оказана. Авангард московских войск сначала сжег город Русу и на берегу Ильменя разгромил передовые новгородские отряды. 14 июля 1471 г. на р. Шелони состоялось решающее сражение, в котором московские рати наголову разбили новгородское ополчение.
Дорога на Новгород была открыта. Понимая безнадежность своего положения, новгородские власти сдались на милость победителя. Великий князь московский простил отступников, обязав их выплатить огромный выкуп - 15,5 тыс. рублей (при этом цена нескольких крестьянских дворов составляла в то время 2 - 3 рубля). Новгород с этого времени признавал себя отчиной Ивана III, которому было отдано право суда над новгородцами.
Новгородские власти полностью отказывались от каких-либо сношений с Литвой. Однако смуты продолжались. Тогда 23 ноября 1475 г. Иван III въехал в Новгород в сопровождении большой свиты, играя роль справедливого судьи, защищающего обиженных. Были произведены аресты среди новгородских бояр. А в 1477 г. новгородские послы признали Ивана III своим государем, что означало безоговорочное подчинение Новгорода власти Москвы.
После этого великий князь потребовал прямого управления Новгородом и ликвидации его самостоятельности. Сначала новгородцы отказались подчиняться. Но Иван III в январе 1478 г. осадил город, и вскоре его жителям пришлось капитулировать. Вечевой колокол был увезен в Москву, посадничество ликвидировано, а управлять городом стали московские наместники. В 1484 - 1499 гг. земли новгородских бояр были конфискованы, а сами землевладельцы выселены в центральные районы Московского государства. Новгородская республика прекратила свое существование.
Москва - третий Рим
(«Москва́ — тре́тий Рим»,)
политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «М. — т. Р.», изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от «истинной веры», является Московская Русь — «третий Рим» («Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти»). Начав складываться в середине 15 в., теория «М. — т. Р.» была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу (См. Василий III Иванович).
Теория «М. — т. Р.» была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория «М. — т. Р.» служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория «М. — т. Р.» содержала и реакционные черты — «богоизбранности» и национальной исключительности.