1.4. Микросхема, реализующая ф-ции центрального процессора ПК, называется микропроцессором.МП выполнен в виде сверхбольшой интегральной схемы. Число эл-ных компонентов на кремниевое пластинке достигает нескольких млн.Чем больше их,тем выше производительность компьютера.МП вставляется в гнездо на материнской плате.
Возможности компьютера определяются системой команд процессора.Она представляет язык машинных команд.
Состав процессора:АЛУ-выполняет арифм.и логич. операции по командам программы.
Устр.упр.-управляет работой всех уст-в по заданной программе
Регистры процессорной памяти-«черновики»,используя их,процессор выполняет расчеты и сохраняет промежуточные результаты. Основные хаpактеpистики микpопpоцессоpа:
Тип микpопpоцессоpа-от него зависят вычислительные возможности компьютеpа. 5 классов ПК 1. XT; 2. AT; 3. 386; 4. 486; 5. Pentium.
Тактовая частота микpопpоцессоpа – кол-во импульсов, создаваемых задающим генеpатоpом на сист. плате за 1 секунду. Чем выше тактовая частота, тем выше его быстpодействие.
Быстpодействие микpопpоцессоpа - число элементаpных опеpаций, выполняемых микpопpоцессоpом в единицу вpемени (опеpации/секунда).
Разpядность пpоцессоpа - максимальное количество pазpядов двоичного кода, котоpые могут обpабатываться или пеpедаваться одновpеменно.
Функциональное назначение микpопpоцессоpа.
1. Унивеpсальные, т.е. основные микpопpоцессоpы.
Они аппаpатно могут выполнять только аpифметические опеpации и только над целыми числами, а числа с плавающей точкой обpабатываются на них пpогpаммно.
2. Сопpоцессоpы- pасшиpяют набоp команд компьютеpа.Сущ-ют сопроцессоры математические, графические и т.д.
Аpхитектуpа микpопpоцессоpа.
1. Микpопpоцессоpы с CISC аpхитектуpой - компьютеp со сложной системой команд. Истоpически они пеpвые и включают большое количество команд. Все микpопpоцессоpы фиpмы INTEL относятся к категоpии CISC.
2. Микpопpоцессоpы с RISC аpхитектуpой - компьютеp с сокpащенной системой команд. Упpощена система команд и сокpащена до такой степени, что каждая инстpукция выполняется за единственный такт.
3. Микpопpоцессоpы с MISC аpхитектуpой - компьютеp с минимальной системой команд. Последовательность пpостых инстpукций объединяется в пакет, таким обpазом пpогpамма пpеобpазуется в небольшое количество длинных команд.
Тип коpпуса микpопpоцессоpа.
Микросхемы современных микропроцессоров могут иметь пластмассовые или керамические корпуса. PQFP -микpопpоцессоpы в коpпусах этого типа впаиваются в системную плату, замена микpопpоцессоpа становится невозможна.
ZIF - такой тип коpпуса имеет специальный зажим, с помощью которого они легко изымаются из системной платы с небольшим усилием.
PGA -коpпус керамический и имеет позолоченные выводы, что и позволяет очень легко устанавливать его в специальное гнездо. 1.5 Память имеет иерархическую структуру.
1.Регистровая-хранит операнды,коды операций,результаты.От 16 до 128 разрядов.В состав блока регистров общего назначения входят 4 шестнадцатиразрядных регистра AX, BX, CX, DX. AX -операции умножения, деления и преобразования десятичной коррекции, участвует во всех операциях ввода вывода в качестве источника или приемника; BX -источник базового адреса .CX –счетчик в командах сдвигов и зацикливания, а так же при операциях с цепочками байт; DX неявным образом адресуется в командах умножения и деления, и кроме того содержит адрес порта ввода вывода при косвенно-регистровой адресации.Регистры SP, BP, SI, DI предназначены для хранения внутри сегментных смещений, обеспечения косвенную адресацию и динамическое вычисление исполнительных адресов. Эти же регистры могут участвовать в выполнении арифметических и логических операций над двухбайтными словами.Регистр флагов хранит признаки результатов выполнения арифметических и логических операций и управляющие биты.
2.Кэш-память-согласует процессор с оперативной памятью.Принцип пространственной локальности:обращение к памяти носит неслучайный характер и велика вероятность,что программа обратится к следующей ячейке за той,к которой обращается сейчас,поэтому целесообразно считывать блок ячеек. Принцип временной локальности :вероятно,что программа вскоре обратится к тем же данным,поэтому целесообразно хранить данные в Кэш некоторое время.Cache-level1-128 КБ,на кристалле CPU,работает с тактовой частотой CPU.Cache-level2-2-6-МБ,работает с частотой общей шины)
3.Оперативная-микросхемы статистического типа-триггера(переход из состояния в состояние возможен только при подаче сигнала на опр-й вход.статистич.пам.-4 триггера).Микросхемы динамического типа-конденсаторы(зарядка конд. до соотв. напряжения=1,разрядка до сост. близкого к нулю=0.Необходима подзарядка,т.к. время хранения заряда ограничено).Верхняя пам.>640 КБ(для передачи изображения на экран,хранения драйверов,загрузки,тестирования).Нижняя<640 КБ(прикладные программы,ОС)
4.Постоянная-для хранения сведений об аппаратной конфигурации,тестирование при включении.Питание от батарейки.
5.Внешняя-длительное хранение.Накопители на перфокартах,перфолентах,магнитных лентах,магнитных и оптических дисках,флэш-память.
1.6.1Монитор-2 режима работы-текстовый(экран условно разбит на знакоместа и вкаждое из них выводится один из 256 символов.Для кодирования используется 2 байта-1 для ASCII,2-атрибут символа).графический(экран состоит из пикселей.Их кол-во-разрешающая способность экрана.
Типы мониторов:1.эл.-луч.-3 базовых луча(RGB) подстрочно сканируют экран,вызывая свечение люминофора на внутр.поверхности.Прорисовывается экран с верхней строки;луч оставляет след тоько во время прямого прохода.Изображение все время регенерируется.2.Ж\к-работает на основе вещ-ва,обладающего св-вами и жидкого и твердого тел.Свет из источника проходит в слой жидких кристаллов,контролируемый цифро-аналоговым преобразователем.Свет меняет поляризацию и попадает на один из фильтров RGB.Ячейка монитора состоит из 3 субпикселей,на которые попадает свет.
3.Плазменный-тоже 3 субпикселя.Каждый из них-микрокамера,на стенках ее находится слой одного из базовых цветов.Чтобы зажечь пиксель,на верт.и горизонт. эл-ны подается напряжение.4.Сенсорный-каждая ячейка-фототранзистор.При нажатии извне подается сигнал в CPU.
Основные характеристики монитора:размер экрана,разрешающая способность,глубина цвета(кол-во цветов,способное быть отраженными в каждом пикселе),время отклика(время,за которое происходит передача изображения),размер зерна(точки),энергопотребление. 1.6.2.Печатающие уст-ва.
Принтер.Концепция TCO-совокупная стоимость уст-ва.Ст.уст-ва+ст.обслуживания+ст. расходных материалов.
Способ формирования изображения:контурный(контур-непрерывная линия.Формируется ударом по бумаге через красящую ленту деталью с соотв.рельефом).Растровые(изображение-множ-во точек,нанесенных в опр.порядке)
Типы принтеров:матричные(основной узел-печатающая головка с иголками,ударяющими по бумаге через красящую ленту)струйные(изображение формируется микрокаплями спец.чернил,выбрасываемых через сопла)лазерные(изображение формируется с помощьюлуча лазера через систему зеркал.Луч попадает на спец.барабан,формируя изображение в виде эл.зарядов.К заряженным точкам на барабане прилипает краситель и затем переносится на бумагу,закрепляясь кратким прогревом)светодиодные(изображение формируется светодиодами).
Основные характеристики принтера:скорость печати,качество печати,цветность,надежность,расходные материалы,уровень шума,габариты.
1.6.3.1.Накопители на магнитных дисках:жесткие и гибкие.Состоит из дорожек(треков),на кот. записывается инф-я.Каждый трек делится на сектора(512 байт).Адресация идет к секторам.Кол-во дорожек зависит от плотности записи.В жестком диске несколько магнитных дисков.В начальном секторе диска-таблица расположения файлов(имя и номер сектора)FAT или NTFS.Каждая ячейка памяти-область намагниченности.Головки не касаются диска,который крутится со скоростью 7000об/мин.Контроллер ж.д. перемещает магнитные головки к FAT.ОС считывает таблицу,ищет свободный сектор.ОС генерирует команду установки головок над соотв. дорожкой для записи или считывания.ОС через контроллер ж.д. возвращает головки в зону таблицы,сохраняя изменения.
Подготовка к работе ж.д.:монтаж-форматирование(физическое и логическое-2 копии FAT).
Улучшение работы ж.д.:-проверка,дефрагментация,архивация,форматирование, очистка.
Характеристики ж.д.-время доступа(время поиска и передачи данных в ОС)емкость,скорость вращения дисков,время безотказной работы. 1.6.4.Клавиатура-в программах:задержка выполнения до нажатия опр.клавиш;периодическая проверка,не нажал ли пользователь клавишу,изменяющую ход программы;резидентные программы контролируют нажатия клавиш,активизируясь при нажатии опр.комбинаций клавиш;прерывание выполнения программы.
Все горизонтальные линии матрицы подключены к источнику питания 5В.Устанавливая по очереди на каждой из верт.линий уровень напр.,соотв. логическому 0,контроллер опрашивает состояние горизонт.линий.если ни одна из клавиш не нажата,то уровень напр. На них 5В=1.Контроллер фиксирует нажатие и посылает номер клавиши в матрицу.Номер клавиши(scancode) CPU преобразует в ASCII.В клавиатуре обязательна буферная память,через кот.идет обмен данными.
Типы клавиатур: беспроводные, мультифункциональные, эргономичные, складные, гибкие.
1 сегмент-алфавитно-цифровое поле
2 сегмент-управление курсором
3 сегмент-клавиши быстрого ввода цифр
4 сегмент-функциональные клавиши
1.6.3.2.Накопители на оптических дисках-запись инф-и по спирали.Лазерный луч оставляет на активном слое диска след,затем он читается с помощью луча лазера ианализируются изменения характ-ки отраженного луча.Нет изменений=0,есть изменения=1.Ячейка диска наз-ся пит.Занимает меньше места,чем бит,благодаря более точной фокусировке луча9плотность записи больше).
Классы дисков:CD-ROM---CD-WORM(CD-R)---CD-WARM(CD-RW)---DVD
Характеристики опт.диска-время доступа,емкость,скорость вращения,скорость передачи данных,среднее время безотказной работы. 1.6.5.Мышь-механическая(шарик,вращающийся при передвижении мыши и передающий вращение на 2 перпендикулярных валика.На концах каждого валика-диски с отверстиями.С одной стороны диска-светодиод,с другой-светоприемник.Диски вращаются в зависимости от скорости передвижения мыши.Кол-во импульсов фиксируется и единица измерения мыши наз-ся «микки». «Микки» подсчитываются и передаются драйверу.оптическая(оптомеханическая)-вместо шарика лазер.
Характеристики мыши:разрешение,тип соединения,кол-во кнопок,дизайн.
Драйвер мыши отслеживает перемещение и анализирует движения.Рисует курсор,повторяющий движения мыши.
1.6.4.3.Флэш-память-энергонезависима,перезаписываемая,полупроводниковая(нет механических движущихся частей).Ячейка-транзистор.Если эл-н попадает в плавающий затвор,он хранится там много лет.0=наличие заряда на транзисторе,1=нет.При создании соотв.напряжения эл-ны тунеллируют в плавающий затвор.Если в плав.затворе есть заряд,то при подаче напряж. между стоком и истоком не возникает тока.
1.6.6.Сканер-перенесение инф-и с твердого носителя в компьютер.В сканере есть лампа подсветки и система зеркал,которые устанавливаются на каретке,движущейся вдоль оригинала.Свет от лампы на каждом шаге отражается от оригинала и через систему зеркал попадают на чувствительную матрицу.Эл-ты матрицы преобразуют интенсивность отраженного света в эл-й сигнал.
Виды сканеров:строчные(1 чувствит. эл-т)страничный(сканирует столбец),планшетный(механическая и автоматич. подача страниц,сканирование негативов),барабанный(оригинал втягивается барабаном и проходит мимо неподвижного считывающего уст-ва).
Характеристики сканера:разрешающая способность,скорость сканирования, глубина цвета, наличие слайд-модуля, software(TWAIN-драйвер,Fine-Reader-сканирование текста,PhotoPlus).
1.6.7.Модем-модулятор-демодулятор-уст-во для обмена инф-ей с другими компьютерами через тел.линию.Компьютер вырабатывает дискретные эл.сигналы,телефон-аналоговые.Модем выполняет цифро-аналоговое преобразование.
Режимы работы:обмен данными, командный режим.
Характеристики модема:скорость соединения,скорость загрузки,время загрузки.
Типы модемов:встроенные в системный блок и внешние(подключение через порт)
1.6.8.Графический планшет заменяет мышь, перехватывая ее курсор и позволяя сопоставить движение стилуса (ручки) по поверхности планшета движению курсора по экрану. Это устройство на десять лет старше мыши, однако, из-за своей дороговизны оно до сих пор не заменило ее. Графические планшеты бывают трех видов:сподключением по USB-интерфейсу; с подключением через COM-порт; с подключением через PS/2 (мышиный) порт. Работа с графическим планшетом напоминает обычному пользователю работу с мышью. Так, имеется поверхность (активная область планшета) по которому движется острие стилуса. Это аналогично движению мыши по поверхности рабочего стола или коврика. Отличие заключается в одном: координаты стилуса на рабочей области жестко фиксированы. В отличие от него мышь можно приподнять и перенести на другое место коврика - курсор останется на месте. При любом перемещении стилуса по рабочей области графического планшета его координаты меняются.Аналогом "левой" клавиши мыши является перо стилуса: нажатие стилуса на перо соответствует нажатию левой клавиши мыши.Правой кнопке мыши соответствует боковая кнопка на поверхности стилуса.При работе с планшетом меньше устают мышцы запястья. Характеристики планшета:разрешение, распознавание нескольких степеней нажатия стилуса,размер экрана, связь планшета со стилусом. 1.7.Интерфейс-способ общения между уст-вами.
Аппаратный-последовательный-биты передаются по очереди по одному проводу.Исходное состояние линии=1.Начало передачи(стартовый бит)=0.Последний бит-проверка на четность.параллельный-данные одновременно передаются по 8 линиям.USB-последовательная шина.Firewire-работа с серьезным видео-аудио оборудованием.Bluetooth,Infraked,радио-интерфейсы.
Принцип работы USB:USB-контроллер обнаруживает, присоединяет, удаляет уст-ва, управляет протоколами данных между уст-вами и «хозяином».Корневой разветвитель дает возможность подключить более одного уст-ва. Шина представляет иерархическую звезду. Все уст-ва USB могут иметь свои ист. питания,а могут питаться от системы.
Программный-общение программ
Пользовательский-общение пользователя с программой.
1.8.1.Локальные сети –топология сети –логическая схема соединения компьютеров каналами связи. В каждый компьютер устанавливается сетевая плата.Метод доступа-набор правил,определяющих использование канала.Шина,Кольцо,Звезда, Иерархия, Полносвязная, Сложная.Метод доступа Ethernet, разработанный фирмой Xerox в 1975 году, пользуется наибольшей популярностью. Он обеспечивает высокую скорость передачи данных и надежность. Для данного метода доступа используется топология "общая шина".Перед началом передачи рабочая станция определяет, свободен канал или занят. Если канал свободен, станция начинает передачу. Ethernet не исключает возможности одновременной передачи сообщений двумя или несколькими станциями Метод доступа ArcNet получил широкое распространение,потому что оборудование ArcNet дешевле, чем оборудование Ethernet или Token-Ring. ArcNet используется в локальных сетях с топологией "звезда". Один из компьютеров создает специальный маркер (сообщение специального вида), который последовательно передается от одного компьютера к другому. Если станция желает передать сообщение другой станции, она должна дождаться маркера и добавить к нему сообщение, дополненное адресами отправителя и назначения. Метод доступа Token-Ring рассчитан на кольцевую топологию сети,использует маркер, передаваемый от одной станции к другой. Token-Ring имеется возможность назначать разные приоритеты разным рабочим станциям. 1.8.2.Глобальная сеть-первая сеть APRONET.Если трафик в Интернете увеличивается,то он увеличивается для всех пользователей. Компьютер1---Маршрутизатор---Компьютер2.
Доменная система имен-иерархическая.
Адрес в Интернете:вид ресурса://доменное имя хост компьютера/имя каталога/имя подкаталога/имя файла.
Домен первого уровня:com,net,edu,org,mil,gov.
Методы доступа в Интернет:коммутирующая тел.линия,выделенная линия, радиоканал, спутниковый канал, бытовая электросеть.
2.1.Информация-снятая неопр-ть знаний о чем-либо. Информация бывает числовая, текстовая звуковая и графическая.
Свойства инф-и-полнота(весь необходимый набор данных), достоверность(отражение реального мира), ценность(необходимость опр.кругу пользователей), актуальность(поступление вовремя), ясность.
Информационные объекты-предметы, процессы ,явления(материальные и нематериальные), рассматриваемые с т.зр. информационных свойств.
BIT-кол-во инф-и,необходимое для различения двух равновероятных сообщений.Наименьшая единица памяти,необходимая для хранения 1 из 2 знаков(0 и 1).BYTE=8бит(достаточно,чтобы закодировать любой из 256 символов клавиатуры). 2.2Представление инф-и в ЭВМ-ячейка памяти характеризуется адресов и содержимым.В каждую ячейку можно записать 0 ил 1.
В 70-е годы в СССР были утверждены двоичный код для обмена и обработки информации - кодовая таблица СP-DKOI и 8-битный код обмена и обработки информации) - кодовая таблица СP-KOI8 Логика составителей данных стандартов была направлена на реализацию возможности использования графических символов латинского алфавита вместо сходных по написанию кириллических символов (как строчных, так и прописных),поэтому буквы русского алфавита располагаются не по порядку.В связи с массовым внедрением ПК была предложена альтернативная кодировка, используемая при русскоязычной локализации IBM-совместимых ПК под управлением операционной системы DOS и принятая IBM в качестве одного из своих внутренних стандартов CP-866. Эта таблица также предназначена только для русского/английского языков и охватывает лишь русские кирилловские знаки. Расположение прописных букв русского алфавита организовано по принципу основной кодовой таблицы ASCII (кроме буквы Ё). В 1988 году был утвержден стандарт ISO-8859-5 [3] кодового представления кириллицы - единственного, поддерживаемого основными компаниями, использующими UNIX-платформы (такими как IBM, Sun Microsystems, DEC и т.д.).
Текстовая инф-я-ASCII-каждому символу присваивается двоичный код.Используется 8 разрядов. Первые 128 кодов стандартные для всех, остальные-для национальных алфавитов.
Емкость ЗУ -максимально возможный объем хранимой в нем информации. Обычно информация, равная одному биту, хранится в одном элементарном запоминающем элементе.Поэтому емкость ЗУ принято определять в битах или количестве кодовых слов с указанием их разрядности.
2.3.1Позиционные с.с.-традиционные(555-Р-ные)-смешанные-(010010111101-P-Q-ные)-нетрадиционные( ).
Позиционные-те,в которых значение цифры зависит от занимаемой позиции.
Непозиционные-римские цифры.
Основание с/с-кол-во цифр,которые используются для записи чисел в данной с/с.
Смешанные с/с-каждая цифра записывается с помощью других чисел.
Нетрадиционные с/с-переход в другой разряд идет по разным правилам.
Любое число в с/с можно представить в виде комбинации его степеней с коэффициентами,принимающими значение от 0 до р-1.
N=a *p +a *p +a *p +a
Перевод из одной с/с в другую:деление или разложение в ряд.
(366) –(195) 3*7 + 6*7 +6=195
2.3.2.Булева алгебра-НЕ:¬,not;И:&,*,and;ИЛИ:+,or;Исключ.ИЛИ:xor,O
Алгебра логики- математическая основа теории электрических и электронных переключателей схем, используемых в ЭВМ.Ее называют Булевой алгеброй - по имени ее создателя.
Двоичный код-А-1,Я-32,•-0.ПУСК(передатчик)---ПУСК(приемник)
Электронные эл-ты имеют 2 устойчивых состояния,поэтому используют двоичную систему.
Все арифметические операции можно свести к операции сложения.
2.3.3.Экономичность системы счисления-запас чисел,который можно записать в данной системе с помощью опред.кол-ва знаков.Чтобы узнать запас, надо взять основание в той степени кол-ва знаков(60 или 30)
2 3 4 10 60
Знаков:N;Основание:X;Кол-во чисел:X
Самая экономичная система - троичная. Но в компьютерах она не используется, т.к. для нее нужно 3 устойчивых состояния, а смоделировать можно только 2.
Каждый бит в ПК представлен физической реализацией из проводников, полупроводников и т.д.
2.4 Целые числа-беззнаковый тип, знаковый тип
Вещественные числа-хранятся в нормализованном виде(экспоненциальная форма или с плавающей точкой).Правило нормализации:1 цифра за запятой не равна 0,само число по модулю <1.
Мантисса-цифры за запятой в нормализованном числе.
Порядок-степень основания.
знак мантисса знак порядок
Двойное слово 4б 1 23 1 7
С двойной точностью 8б 1 55 1 7
С расшир.точностью 10б 1 71 1 7
Упакованное дес-ное 10б 1 18 десятичных
Слово 2б 1бит 7 1 7
Абсолютная погрешность-разница между реальной величиной и прогнозируемой.
Относительная погрешность-отношение абсолютной погрешности к реальной величине. 2.6.Звуковая инф-я-цифровая запись ----01110001111
MIDI-запись-хранятся команды. Битрейт-бит/сек. Функция описывается путем хранения ее дискретных значений в опр.точках. Звук измеряется тыс.раз в сек. И эта частота-шаг дискретизации. Звуковая инф-я сжимается в процессе отцифровки.
Форматы сжатия: MPEG1 Lager1,2,3-MP-3;WMA,WAV;OGG-Vorbis;OSQ.
Чтобы осуществить аналого-цифровое преобразование и обратно, нужен блок цифровой обработки сигналов(CODEC)
Графическая инф-я-существует 2 способа представления графики:растровый(пиксельный) и векторный. При растровом каждый элемент рисунка кодируется с помощью опр.числа бит.Кол-во бит.отводимое под каждый пиксел наз-ся битовой глубиной.Чем она больше,тем больше цветов может использоваться. При векторном способе в памяти сохраняется матем.описание каждого геометрического объекта,из которых формируется изображение.
Разрешающая способность- это способность системы отображения информации воспроизводить раздельно мелкие детали оригинала изображения. Это является одной из наиболее важных характеристик видео экранов.
1.6.4.4.Карточки-магнитные и смарт-карты.По целевому назнач.: банковские, идентификационные, клубные и дисконтные.По функциональным характ-кам: кредитные и дебетовые.По персоналиям: индивидуальные,корпоративные,семейные.По обслуж.платеж.системам:VISA,Master/Euro Card,American Express.По способу нанесения ID-инф-и:эмбоссированные и неэмбоссированные.
3.1 Классификация ПО-системное(организует процесс обработки данных и среду для прикладных программ) и прикладное(решает прикладные задачи пользователя).
Функции СПО-создание операционной среды функционирования прикладных программ;автоматизация разработки новых программ;обеспечение надежной эффективной работы компьютера и вычислительных сетей;проведение диагностики и профилактики компьютера и сети;выполнение вспомогательных технологических процессов.
Системное ПО:базовое(операционная система) и сервисное(сервисные программы-оболочки и утилиты; трансляторы языков программ-трансл.-компиляторы,трансл.-интерпретаторы,ассемблеры;программное тех.обслуживание-тестовые программы, программы контроля)
В компиляторе все команды переводятся на язык машинных команд и затем собираются в единый файл. В интерпретаторе идет пошаговый перевод и одновременное выполнение.
Язык маш.команд---ассемблер---яз.высокого уровня---сист.упр-я базами данных.
Операционная система -резидентная программа, автоматически запускающаяся после включ. питания. Управляет работой всех уст-в, осуществляет диалог с пользователем и выполняет его команды, запускает на исполнение другие программы. 3.2.Классификация ОС:
-по кол-ву одновременно работающих пользователей(одно- и многопользовательская).У многопольз.-защита от несанкционированного доступа других.
-по числу одновременно выполняемых процессов(одно- и многозадачные)
-по кол-ву поддерживаемых процессоров(одно- и многопроцессорные)
-по разрядности ОС(не больше разрядности CPU)
-по типу доступа пользователя(пакетная обработка-формируется пакет заданий,обрабатываемых с учетом приоритета; обработка с разделением времени-одновременный диалоговый режим для каждого пользователя-по очереди выделяются ресурсы компьютера)
-по типу использования ресурсов(сетевые и локальные)
Пример:MSDOS(1981)-однозадачная, интерфейс с пользователем с помощью вводимых команд, модульная(легко установить и перенести), малый объем доступной ОП, нет средств защиты.Базовая сист. ввода-вывода-BIOS.Командный процессор COMMAND.COM.
3.3.3.Вид экрана
Рабочий стол- технология обработки документов путем манипуляции над объектами, изображенными на экране. Эта технология позволяет пользователю:
- захватывать и перемещать документы из одной "папки" в другую "папку";
- выбросить документ в "корзину" (ликвидировать документ);
- выбрать, прочесть и отредактировать документ;
- отпечатать документ;
- создать новый документ и переместить его в одну из "папок".
Различаются три основных элемента интерфейса рабочего стола:
- Рабочий стол;
- Кнопка Пуск - для доступа к главному меню Windows;
- Панель рабочих (активных) окон (список всех окон приложений и документов открытых в текущий момент времени).
Панель задач - это помещенная по умолчанию внизу рабочего стола панель, которая содержит кнопку "Пуск", кнопки выполняющихся приложений, панели инструментов, область уведомлений и системные часы. Щелкнув правой кнопкой мыши на пустом месте панели задач, вы увидите контекстное меню для доступа к некоторым функциям ОС а также настройке самой панели и меню "Пуск". Отсюда можно вызвать "Диспетчер задач", сгруппировать открытые окна приложений, свернуть или развернуть все открытые окна. Также пользователь может создать свою панель инструментов - выберите пункт "Создать Панель" инструментов, и укажите путь к нужной папке с ярлыками. 3.3.2.Основные понятия
Файл может представлять как программу (файлы с расширениями .EXE и .COM) или как данные (файлы с другими расширениями). Под файлом понимается любая среда существования информации на ЭВМ вне оперетивной памяти.Основным приложением Windows для обработки файловой системы, является Диспетчер файлов Он позволяет обрабатывать файлы в произвольном числе окон. На физическом уровне организации данных вся информация в среде Windows представлена в виде файлов и каталогов. На логическом уровне организации данных для пользователя предлагается терминология:файлы с расширением .EXE или .COM называются программами или приложениями. Файлы данных (все остальные файлы) называются Документами (Documents). В Windows различаются файлы данных или документы зарегистрированных и незарегистрированных типов. Для открытия документа зарегистрированного типа достаточно дважды щелкнуть "мышкой" по имени документа (или значку, ярлыку). Windows откроет приложение или программу, с помощью которого был создан документ, и загрузит этот документ для редактирования или обработки. Для зарегистрированных типов документов расширения не отображаются. Каждому зарегистрированному типу документов присваивается своя икона (пиктограмма) для удобства просмотра файловой системы в приложении Проводник .
Каталоги называются Папками. Таким образом, файловую систему образуют папки, в которых располагаются программы и документы.
Кроме основных объектов файловой системы папок, приложений и документов, вводится специальные объекты - ярлыки. Ярлык самостоятельного значения не имеет и физически представляет собой небольшой файл с расширением .LNK (для папок, документов и приложений Windows) или .PIF (для приложений MS-DOS) и содержит адрес объекта представленного ярлыком. Он отличается от обычной пиктограммы наличием стрелки в ее уголке. Ярлык избавляет пользователя от поиска объекта в файловой системе компьютера. При создании ярлыка необходимо определить следующее: графический значок, название ярлыка, полное имя файла объекта, на который будет ссылаться ярлык. Над ярлыками можно проводить те же операции, как и над файлами или каталогами. Удаление ярлыка никаким образом не отображается на объекте, к которому он прикреплен. Копирование ярлыка в пределах одного компьютера не нарушает доступа к файлу, к которому он прикреплен, а при переносе ярлыка файла на другой компьютер доступ к файлу через скопированный ярлык будет закрыт, т.к. исходный файл остался на другом компьютере.
3.3.4.Система меню
Главное:кнопка Пуск предназначена для открытия меню, которое часто называют главным меню. С помощью главного меню можно запускать различные задачи, открывать документы настраивать систему, пользоваться справочной информацией и многое другое. В центральной части меню справа и слева располагаются команды. Слева команды предназначены для запуска различных программ. Команды в верхней части позволяют запустить важные и часто используемые программы, предназначенные для работы в Интернете. Команды, расположенные ниже, предназначены для запуска программ, с которыми вы недавно работали.
Контекстное:меню,которое появляется при нажатии правой кнопки мыши на документ на рабочем столе.Позволяет удалять.переименовывать,копировать и т.д.
Системное:меню,открывающееся при нажатии правой клавиши мыши на синюю строку вверху окна.(меню окна).Системное меню -стандартный набор пунктов меню, выбирая которые пользователь может изменять размер или позицию окна, или закрыть прикладную программу. Пункты системного меню могут добавляться, удаляться и модифицироваться, но большинство приложений использует только стандартный набор пунктов меню.
3.3.7.Рабочий стол---Мой комп---Диск С---Св-ва---Сервис (дефрагментация, архивация, проверка)
3.3.8.
Автоматический запуск программ операционной системой Windows возможен из двух папок и восьми главных разделов реестра.Папка Startup. Пользовательская папка Startup является одним из распространенных мест расположения программ, которые Windows автоматически загружает на начальном этапе работы.Папка All Users Startup втоматически запускает программы вне зависимости от того, кто зарегистрировался в системе. Раздел load. Несколько подразделов реестра также могут автоматически запускать программы. Параметр Userinit может инициировать запуск программ на этапе загрузки системы. Обычно данный параметр содержит значение userinit.exe, но он может принимать значения переменных, разделяемых запятыми, так что другие программы могут добавляться в конец записи. Параметр Explorer\Run,Параметр RunServicesOnce. предназначен для запуска служебных программ до того, как пользователь зарегистрируется в системе, и до того, как запустятся программы из других подразделов.Параметр RunServices-программы запускаются сразу после указанных в RunServicesOnce и до того, как пользователь зарегистрируется в системе. Параметр RunOnce\Setup-определяет программы для запуска после регистрации пользователя.Параметр RunOnce используется для автоматического запуска программ различными средствами настройки непосредственно после регистрации пользователя и до того, как запустятся программы, указанные в других параметрах Run.Параметр Run-программы запускаются раньше, чем программы из папки Startup.
3.3.9.Панель управления
Это папка, которая содержит набор инструментов для настройки Windows, установки новых программ, добавления новых устройств и т.д. Каждый значок панели управления представляет инструмент, используемый для настройки одной из функций Windows.
С ее помощью можно настраивать вид рабочего стола,меню, изменять различные функции устройств.
3.4.Утилиты ОС- это специализированные программы, предназначенные для обслуживания и оптимизации работы системы, программы-помощники, решающие задачи, с которыми сама оперативная система справиться не в состоянии. Большинство утилит предназначено для обслуживания файловой системы и дисков. Некоторые утилиты используются для ведения архивов данных, а специальные антивирусные программы обеспечивают защиту системы от компьютерных вирусов. 3.5.Оболочки ОС-программное обеспечение для облегчения работы пользователя. Оболочка исполняет команды своего языка, заданные в командной строке или поступающие из стандартного ввода или указанного файла. Оболочка отвечает за раскрытие шаблонов имен файлов и за перенаправление и связывание ввода-вывода утилит.
В совокупности с утилитами оболочка представляет собой информационную среду, язык программирования и способ решения системных и некоторых прикладных задач,в особенности,автоматизации часто выполняемых программ.
Оболочки делятся на графические (иконки) и неграфические (функциональные клавиши)
4.1.Модель Мак-Камбера
-Проанализировать состояние инф-и(передача,хранение,обработка)
-Проанализировать комплекс угроз(конфиденциальности, целостности,полезности)
-Контрмеры(технология, стратегия и практика, обучение и тренировка)
Причины потери данных:ошибки персонала(75%), аварии аппаратуры(12%0, вирусы(10%), другое(2%).
Причины комп. преступлений:
-переход на эл-ную инф-ю и недостаточность ее защиты
-объединение в глобальные сети
-увеличение сложности и уменьшение надежности программных средств. 4.3Вирусы-разновидность самовоспроизводящихся компьютерных программ, которые распространяются, внедряя себя в исполняемый код других программ или в документы специального формата.
Проявление вируса:
-замедление работы
-изменение размеров и кол-ва файлов
-зависание и сбои в работе
-уменьшение доступной ОП
-зажигание лампочки дисковода
-появление необычных сообщений
-не функционирует клавиатура
-форматирование диска
4.4. Классификация вирусов:
1.деструктивные возможности:безвредные,неопасные,опасные,очень опасные.
2.особенности алгоритма работы:резидентные(оставляют копии в оперативной памяти),нерезидентные(активны только в момент запуска),стелс-вирусы(временно удаляют свое тело из файла),самошифрующиеся(шифруется код вируса),полиморфные(могут менять код)
3.среда обитания:файловые(внедряются во все исполняемые файлы),загрузочные(заражают загрузочные сектора винчестера),макровирусы(заражают пользовательские файлы),сетевые(в глобальных и локальных сетях)
Фазы развития вируса: спячка. размножение, запуск, разрушение.
Вирус замещает первые несколько байт файла первыми байтами из своего тела.При начале запуска файла запускается и вирус. 4.2.Угрозы информации
1. Снижение ниже допустимого уровня качества информации, используемой для решения имеющих существенное значение задач;
2. Несанкционированное получение в злоумышленных целях такой информации, на доступ к которой по тем или иным причинам наложены ограничения;
3. Несанкционированное использование информации, являющейся чьей-либо собственностью;
4. Вредное воздействие информации на людей, технические устройства (системы) и технологические процессы.
5.Несанкционированное использование компьютерных ресурсов (хищение, подлог, разрушение и потеря информации, отказ в работе программно-аппаратных средств)
6.Некорректное использование компьютерных ресурсов (нарушение физической и логической целостности данных, нарушение работоспособности компьютерных систем);
7.Проявление ошибок пользователей, операторов и администраторов, а также ошибок, допущенных в процессе разработки программно-аппаратных средств; 8.Безопасность сетевого взаимодействия (безопасность информационного обмена, а также нарушения протоколов взаимодействия);
9.Несанкционированное изменениие состава компьютерной системы и ее компонентов (изменения параметров конфигурирования, внедрение вирусоподобных программ и др. несанкционированных элементов);
10.Нанесение ущерба физическим способом (хищение носителей информации, нарушение системы электроснабжения; перехват электромагнитных излучений и др.).
Угрозы информации по происхождению могут быть случайными (вызываемыми недостаточной надежностью информационных систем, стихийными бедствиями и другими непредвиденными обстоятельствами) или злоумышленными (вызываемыми целенаправленными действиями злоумышленников).
Угрозы безопасности информации могут исходить из внешних и внутренних источников. К внешним относятся:
-деятельность разведывательных и специальных служб;
-деятельность различных политических, военных, финансовых и других экономических структур, направленная против интересов государства;
-преступные действия отдельных групп, формирований и физических лиц.
К внутренним источникам относятся:
противозаконная деятельность различных структур, группировок и отдельных лиц в области использования информации для сокрытия правонарушений, нанесения убытков законным интересам других юридических и физических лиц;
нарушение установленных правил сбора, обработки и передачи информации.
Другими формами угроз безопасности информации являются:
-утечка информации по техническим каналам;
-хищение, уничтожение, искажение, подделка, блокирование, задержка, копирование информации в результате несанкционированного доступа к носителям или средствам ее обработки, передачи и хранения;
-хищение или уничтожение (порча) собственно носителей информации.