ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО. Последняя четверть Х — начало ХI столетия — сложный, противоречивый, насыщенный событиями период становления и развития Древнерусского государства, который неразрывно связан с именем князя Владимира Святославича. В годы правления Владимира Киевская Русь достигла высокого уровня политического и культурного развития, военной мощи, став вровень со многими европейскими и ближневосточными странами.
Представить великого князя в многообразии его дел и свершений нам порой мешает не лаконичность древних источников, а та, почти тысячу лет складывавшаяся в церковной литературе и часто в исторических трудах, традиционная трактовка его исключительно как святого «крестителя Руси».
Жизнеописание Владимира при таком подходе приводило к созданию двух его противоположных портретов. Первый — Владимир до крещения, язычник, грешник, «не ведает истинного закона». Чего стоит только переходящее из одной летописи в другую сообщение о трех гаремах Владимира с 800 наложницами. Второй портрет — князь крещеный. Он строил храмы, любил книжное чтение, усердствовал в покаянии... Но народная память сохранила еще один образ — образ Владимира Красного Солнышка, защитника Руси от врагов, мудрого правителя, окруженного былинными богатырями. Немногие в отечественной истории удостоились многовековой памяти народа.
Обращение к широкому кругу летописных источников, материалам европейских и азиатских хроник, результатам научного поиска исследователей позволяет значительно расширить представление о великом киевском князе Владимире — государственном деятеле, полководце, дипломате. Летописец Нестор впервые упоминает о Владимире под 970 годом, сообщая, что Святослав посылает своего юного внебрачного сына на княжение в Новгород. После смерти отца (972 г.) великим киевским князем стал старший сын Ярополк, братья Олег и Владимир княжили в Овруче и Новгороде. Но внутренние конфликты, связанные с борьбой за власть, привели к вооруженному противостоянию между Ярополком и Олегом, в результате которого последний был убит. В 980 (по другим сведениям — в 978) году Владимир, опираясь на новгородскую дружину и варягов, изгнал из Киева Ярополка и сел на киевский престол.
Сосредоточив в своих руках власть, Владимир направил усилия на укрепление единства государства. В 981—983 годах великий князь осуществил походы на ятвягов, вятичей, белых хорватов, в результате которых восточнославянские племена были объединены вокруг Киева. При Владимире, считают историки, завершился процесс формирования территории Киевской Руси, определились границы государства, которые в основном совпадали с этническими рубежами восточных славян.
Великий князь осуществил правовую реформу, введя устный свод законов, который Нестор назвал «Уставом Земленым», чем существенно усовершенствовал «Закон Русский», действовавший во времена князя Олега. Стремясь укрепить связи между отдельными землями и усилить великокняжескую власть, Владимир провел административную реформу. Ее содержание состояло в том, что земли, где правили местные князья, передавались в управление 12 сыновьям великого князя. Таким образом была ликвидирована автономия земель, а вся власть сосредоточивалась в руках великокняжеского рода.
В годы правления Владимира основным направлением внешней политики стала борьба против печенегов. Для отражения их нападений князь укрепил границы со степью, сооружая «грады» по Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Эти богатырские заставы с постоянными военными гарнизонами сыграли важнейшую роль в стабилизации положения на юге Руси. Кроме системы «градов» южнорусское пограничье защищали и многокилометровые земляные валы (так называемые «змиевые»).
Дальнейшее развитие при Владимире получили контакты с Византией, чему в немалой степени способствовал брак киевского князя с сестрой византийского императора Анной. Улучшению отношений с Польшей и Швецией содействовала женитьба сыновей Владимира Святополка и Ярослава на дочерях Болеслава Храброго и Олафа Скотконунга. Завязывались контакты Руси с Римом, Германией.
Большое значение для укрепления Древнерусского государства имели религиозные реформы Владимира. Первым шагом на пути использования идейного влияния религии на людей в интересах государства стала попытка великого князя реформировать язычество: он создал рядом со своим киевским дворцом пантеон языческих богов, причем один из них — Перун — был определен главным. Но эта акция не привела к желаемым результатам. В 988 году христианство стало официально признанной господствующей религией. Вначале крещение принял сам Владимир (ряд историков считает, что князь был крещен в 987 г.), его дружина, потом жители столицы государства, где этот акт не встретил серьезного сопротивления. Но в других землях Киевского государства процесс принятия новой религии был продолжительным, власть часто прибегала к насильственным мерам.
После смерти великого князя (1015 г.) разгорелась ожесточенная борьба между его сыновьями за киевский престол. Это был опасный симптом грядущей полосы феодальной раздробленности. Но еще предстояло княжение Ярослава Мудрого, который продолжил дело своего отца — укрепление могущества и единства Древнерусской державы.
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ. (ок. 978–1054) (христианское имя Георгий или Юрий) (в Новгороде во время наместничества – Правосуд, в скандинавских сагах – Ярислейф Скупой) – великий князь киевский (с 1019), крупный государственный деятель и полководец, второй сын киевского князя Владимира Красное Солнышко и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны.
Летопись сообщает, что в детстве он перенес паралич ног, от которого на всю жизнь осталась хромота, которая не мешала ему быть физически сильным. Девятилетним мальчиком был отправлен отцом княжить в Ростов, позднее им же был переведен в Новгород. Как удельный князь уплачивал Киеву (пока не стал великим князем киевским) ежегодную дань в 2 тыс. гривен серебра. В 1014 отказался от уплаты дани и сделал попытку отделиться от отца и Киева. Князь Владимир начал готовить войско. Ярослав, узнав о приготовлениях отца, нанял варягов, чтобы с их помощью дать отпор, но великий князь неожиданно умер. Власть в Киеве захватил пасынок Владимира Святополк. Опасаясь соперничества родных детей великого князя – Бориса, Глеба и других, Святополк прежде всего подослал убийц к первым претендентам на стол в Киеве – Борису и Глебу, за что получил прозвище Окаянный.
Сестра Ярослава Предслава предупредила, что Святополк собирается устранить и его. Собрав тысячу варягов и три тысячи новгородцев, Ярослав пошел на Киев. После трехмесячного противостояния он сошелся со Святополком под Любечем в 1016. После активной атаки новгородцев разбитый наголову Святополк бежал в Польшу к тестю – королю Болеславу I Храброму, а Ярослав занял киевский стол.
В 1018 Болеслав вместе со Святополком изгнал Ярослава из Киева. Ярослав бежал в Новгород и хотел «бежать дальше за море», но новогородцы, порубив его ладьи, обещали поддержку в борьбе за Киев. Собрав денег, они снова наняли варягов и второй раз пошли на Святополка. После победы над ним в битве на Альте в 1019 Ярослав окончательно утвердился в Киеве.
В 1021 Ярослав начал безуспешную борьбу с полоцким князем Брячиславом, которому вынужден был отдать города Усвят и Витебск. В 1024 уступил Мстиславу Удалому часть земель к востоку от Днепра. Через несколько лет Ярослав попытался расширять границы своего княжества на север и северо-запад и к 1030–1031 вернул часть земель, захваченных поляками. Тогда же он утвердил свою власть по западному берегу Чудского озера в борьбе с племенем чудь.
После смерти Мстислава тмутараканского в 1036 Ярослав овладел всей Северской землей, добившись относительного единства государства. Укрепив оборону от набегов печенегов по реке Рось, в 1036 разбил их, после чего набеги печенегов на русскую землю практически прекратились.
К 1037 Ярослав объединил в своих руках почти всю территорию древнерусского государства. Хотя воевать он, по словам летописца, не любил, в 1038 все-таки «ходил войной» на ятвигов, в 1040 – на Литву, в 1042 – на южную Финляндию. В 1043–1046 вел войну с Византией.
Немало сделал Ярослав для укрепления международного положения Древней Руси и связей с Западной Европой, используя династические браки членов своей семьи. На его сестре Доброгневе был женат польский князь Казимир; сын Ярослава Изяслав взял в жены сестру польского короля Казимира, другой сын – Всеволод – был женат на греческой царевне, еще двое его сыновей – на немецких княжнах. Норвежский король Гаральд заключил брачный союз с дочерью Ярослава Елизаветой, венгерский король Андрей – с его дочерью Анастасией, французский король Генрих I был женат на третей дочери – Анне Ярославне.
Важным шагом в духовной и политической жизни Киевского княжества было последовательное стремление Ярослава освободиться от опеки Византии в церковных делах. В 1051 при Ярославе на киевскую митрополию был поставлен не греческий, но русский митрополит по имени Иларион – блестящий оратор, автор известного Слова о законе и благодати (1037–1050). Это произведение утверждало равенство всех народов и прославлявший Русскую землю, которая, по мнению его автора, должна была быть «ведома и слышима есть всеми концы земля».
При Ярославе Киев стал большим торгово-ремесленным, административным и культурным центром. Здесь велось активное церковное строительство, предполагавшее превратить столицу древнерусского государства в новый центр восточного христианства, соперницу Константинополя. В Киеве был возведен в камне по византийскому образцу Софийский собор, ставший резиденцией митрополита, а также «Золотые ворота», церковь Благовещенья святой Богородицы, монастыри святого Георгия и святой Ирины. Внутренние стены Софийского собора были украшены фресками, на одной из которых шествовали со свечами в руках – Ярослав, его жена – дочь шведского короля Олафа Ингигерда (получившая при крещении имя Ирина) – образованная женщина, содействовавшая его реформам, прекрасная воспитательница их детей, а также (в белых покрывалах) все четыре «Ярославны», будущие легендарные королевы западных стран. Композиция на северной лестнице изображала три женские фигуры – выходивших из своего дворца княгиню Ирину со служанками. Третья композиция представляла сидящего в кресле князя Ярослава, возле которого стоят два воина со щитами.
Значительная часть Киева при Ярославе была обнесена высокими валами, протяженностью в 3,5 км, высотой 14 и шириной 16–18 м. С именем этого князя связывают основание в 1024 на северо-востоке города Ярославля, который он назвал своим языческим именем. Существует легенда, что еще в 1011, когда он, будучи ростовским князем, «крестил Волгу», жители урочища Медвежий угол выпустили против него Медведицу. Князь якобы победил ее секирой (изображение этой секиры в лапах медведя – герб города Ярославля). На западе в 1031 Ярослав основал город Юрьев и назвал его своим христианским именем; теперь – город Тарту).
В годы правления Ярослава в Киевской Руси стала интенсивно развиваться книгописная и переводческая деятельность византийских и иных книг на русский язык. Современники отмечали, что Ярослав был начитанным в богослужебных книгах человеком, владел большой личной библиотекой, заботился о распространении грамотности, организовывал школы и училища для детей. Со времени Ярослава стал утверждаться обычай обучать детей грамоте; с этой целью наиболее смышленых ребятишек «собирали по всей земле». Большую роль в становлении русской книжности и летописания стали играть первые русские монастыри, в их числе Киево-Печерский.
Ярослав, по словам летописца, считал книги «реками, способными напоить мудростью». Он собирал и записывал старинные обычаи, связанные с законодательством славян. С его именем связана древнейшая часть первого свода русских законов – Русская Правда (так называемая Правда Ярослава или Древнейшая Правда. Составленная около 1016 Русская Правда уходила своими корнями в обычное право восточных славян. В Киево-Печерском монастыре при Ярославе иноком Никоном начал составляться летописный свод, завершившийся после смерти Ярослава в 1073. При жизни Ярослава многие из прежних законов, которых придерживались потомки, были сохранены, другие – изменены. Новый летописный свод, созданный окружением Ярослава, отразил сложную, богатую событиями и сильными характерами людей жизнь древнерусского государства.
Ярослав скончался в Киеве 20 февраля 1054; он погребен в сохранившемся до нашего времени мраморном гробу в Софийском соборе. Завещая Киев старшему сыну Изяславу, Ярослав призвал сыновей жить в мире и дружбе, слушаясь старшего брата. После его смерти Древнерусское государство было разделено между его пятью сыновьями.
Наметившаяся политическая раздробленность государства становилась все более очевидной, в истории страны начинался период феодальной раздробленности, приостановленный на несколько десятилетий правлением Владимира Мономаха и его наследника Мстислава.
ВЛАДИМИР МОНОМАХ. (церковное имя Василий) (1052–1125) – князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078) великий князь киевский (1113–1125), военачальник, писатель, сын киевского князя Всеволода Ярославича и греческой княжны Анны (Марии) Koнстантиновны Мономах, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, и потому получил это прозвище.
В 1077 Мономах впервые выступил в борьбе с кочевниками – половцами, выполняя приказ великого киевского князя Изяслава.
Среди русских князей снискал себе славу миротворца. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя Владимира в самый центр междоусобных войн. В 1078 участвовал в бою на Нежатиной Ниве, где решался междоусобный спор о киевском княжении, когда его отец стал киевским князем. Будучи князем смоленским, Владимир получил от отца в 1078 в правление Чернигов. Владея им, возвел в своей резиденции замок в Любече с глубокими подземными ходами для хранения сокровищ, запасов продовольствия и воды на случай осады. Но, когда в 1094 князь Олег Святославович явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая заполучить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил, спасая народ от бесчинств половцев. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске. Стремился поддерживать мир с удельными князьями, помогал им в борьбе с врагами: черниговскому князю Святославу – с немецким императором Генрихом IV, когда «ходил с дружиною» через Богемию в Силезию. Был одним из инициаторов и активных участников съездов удельных князей – в Любече (в 1097) и в Уветичах (Витичеве) (в 1100).
Отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним участвовал в походах против половцев. В отношениях с удельными правителями стремился поддерживать мир. Завещание Всеволода осуществилось лишь после смерти Святополка II Изяславовича.
В 1113 в Киеве вспыхнуло народное восстание против ростовщиков. В надежде на прекращение смуты, верхушка знатных киевлян призвала Владимира на княжение с просьбой «спасти от неистовой черни». Подавив смуту, Владимир увидел необходимость разобраться в ее причинах. Выступая примирителем социальных противоречий, он урегулировал ряд норм долгового права. Это нашло отражение в Уставе Владимира Мономаха о резах (то есть процентах) и было включено позднее в пространную редакцию Русской Правды. Уставом было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги и установлен точный размер взимаемых процентов для заимодовцов (не более 100%). Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения людей за долги.
Затяжной характер при правлении Владимира Мономаха носила борьба с половцами (в 1116 и 1120). Стремясь поддерживать мир с князьями, Мономах помогал им в борьбе с кочевниками. Почти двадцать раз заключал с половцами мир (среди самых известных – 1077, 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111). Летопись сообщает, что в одном из сражений был пленен половецкий князь Бедлюз. Мономах подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении захватчиков наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.), был инициатором ответных нападений на половцев (1095). Применял тактику глубоких рейдов во вражеские земли с целью уничтожения основных сил противника. При организации походов применял сборы народного ополчения. Когда половцы отступили, надолго прекратив набеги на Русь, это создало князю Владимиру большую популярность.
В 1116 Владимир Мономах послал в поход против половцев своего сына Мстилава. Сам же Мономах в том году воевал против Византии, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена (дочь Мономаха Мария была замужем за сыном Диогена). Диоген погиб, война прекратилась.
Активно поддерживал борьбу новгородцев и псковитян против племени чудь на северо-западе (недалеко от Чудского озера); на северо-востоке сын Мономаха Юрий Долгорукий одержал победу против болгар и мордвы. В 1120 были изгнаны с Руси печенеги.
Княжение Владимира Мономаха было временем политического к экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, создавались летописные своды, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба и других русских князей. В это время игумен Даниил составил описание своего путешествия в Иерусалим.
Владимир Мономах был широко образованным для своего времени человеком, обладал литературным талантом. Его Поучение своим детям (около 1117) завершалось коротким описанием его жизни и письмом к черниговскому князю Олегу. В Поучении Мономах выступил как «о земле великой печальник», мудрый государственный деятель русской земли, «заботливый домовладыка», просвещенный мыслитель, отважный воин и страстный охотник, начитанный книжник, блестящий мастер слова. Обращаясь к детям, автор восклицал: «Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить!». И добавлял: «Не забывайте убогих, сирот и вдов»!» Поэтическое «удивление» князя красотами природы делают его труд достойным предшественником Слова о полку Игореве. Главное в Поучении – это призыв к единству Руси, братолюбию, осуждение междуусобиц. Продолжив также законодательную работу Ярослава Мудрого, он внес в Русскую правду много изменений. Их целью была необходимость утверждения «закона» – справедливого («праведного») суда по христианским заповедям.
От первой жены – англо-саксонской королевны Гиды Гарольдовны (ум. в 1107) Вдалимир Мономах имел пять сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Георгия (Юрия) и Андрея. От второй жены (происхождение ее неизвестно, имя – предположительно – Евфимия) были дети – Изяслав, Ростислав, Роман, Глеб, Святослав. (Возможно, была третья жена, от которой родились дети Изяслав и Ростислав).
Киевское княжение по завещанию передал старшему Мстиславу Удалому, установив тем самым новый порядок престолонаследия, направленный на централизацию княжеской власти. Владимир Мономах был одним из последних великих князей киевских, при которых держалось единство Руси. После смерти его сына Мстислава, правившего всего 7 лет, летописец записал: «раздрася вся земля русская».
Летопись сохранила нам предание о переданных Мономаху в наследство от деда по материнской линии (византийского императора Константина Мономаха) знаках царского достоинства – бармах (накидка на плечи и оплечья) и шапке («Шапке Мономаха») – бармы якобы прислал византийской император Алексей Комнин, а шапку – митрополит эфесский Неофит (он-то и возложил ее на голову Владимира, назвав его царем). Позднее московские государи в 15–16 вв. использовали эти знаки царского достоинства при короновании. «Шапка Мономаха» хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
Владимир Мономах умер 19 мая в 1125, будучи в походе на реке Альте. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю». Киевская Русь в обстановке междуусобной борьбы на краткий миг вернула при Мономахе свою былую славу. Дореволюционная русская историография в лице С.М.Соловьева высоко оценивала заслуги этого правителя («Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности»).
Похоронен в Киеве, в соборе Святой Софии.